1. Вопрос:
Кто должен проводить агрохимический анализ почвы из паевых земель пайщик или арендатор?
Ответ:
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Понятие воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения дается в Федеральном законе от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Это охранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий.
Таким образом, эти обязанности должны выполняться как собственниками, так и арендаторами земельных участков сельскохозяйственного назначения в одинаковой мере.
Наряду с этим взаимоотношения между собственником (собственниками) земельных участков сельскохозяйственного назначения и их арендаторами должны выстраиваться в соответствии с договорными обязательствами.
Так, согласно пункту 3 статьи 5 ЗК РФ к участникам земельных отношений отнесены и арендаторы земельных участков – это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
Пунктом 2 статьи 22 ЗК РФ установлено, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Таким образом, выполнение всего комплекса мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и агрохимических мероприятий, должно быть возложено на арендатора (субарендатора) таких земельных участков в пределах срока их аренды.
Обращаем внимание на то, что данное разъяснение не является обязательным для применения, так как Управление Россельхознадзора по Республике Башкортостан не уполномочено осуществлять официальное толкование законодательства.
2. Вопрос:
Рекультивация отсутствует, работы проводил Башнефть, заключил договор на проведение работ по рекультивации сельхозтоваропроизводителем. На кого будет составлен протокол?
Ответ:
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Правила проведения рекультивации земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 г. № 800 (далее – Правила).
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях) (пункт 4 Правил).
Таким образом, в данном конкретном случае протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры»), может быть составлен в отношении лица, деятельность которого привела к деградации земель.
Обращаем внимание на то, что данное разъяснение не является обязательным для применения, так как Управление Россельхознадзора по Республике Башкортостан не уполномочено осуществлять официальное толкование законодательства.
3. Вопрос:
Провести общее собрание участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения при существующем кворуме в 50 процентов бывает затруднительно. Нельзя ли снизить существующий кворум?
Ответ:
Действительно с 30 марта 2018 года внесены изменения в положения Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ) в части повышения количества участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения на общем собрании дольщиков. Так, впункте 5 статьи 14.1 Федерального закон № 101-ФЗ на основании Федерального закона от 29.12.2017 г. № 447-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»» кворум присутствующих на общем собрании дольщиков увеличен с 20 до 50 процентов.
Сделано это было в связи с тем, что законодатели посчитали устаревшей возможность проведения собрания при таком ограниченном числе дольщиков. Ведь решения собрания, принятого фактически меньшинством, будут обязательны для соблюдения всеми дольщиками.
Например, в пункте 1 статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) говорится, что решение любого собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников любого гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения как раз и составляют гражданско-правовое сообщество, и решения собрания таких сособственников порождают последствия для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее 50 процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. Это тоже общее правило, базовый принцип корпоративного управления. А возможность принятия решения всего 20 процентов от общего числа дольщиков недемократична. Таким образом, было устранено противоречие между пунктом 5 статьи 14.1 Федерального закона № 101-ФЗ и общими принципами гражданского законодательства.
В тоже время законодатель предусмотрел развитие ситуации, когда могут возникнуть организационные трудности для достижения такого кворума на собрании.
В связи с этим в статье 14.1 обозначенного Закона появились новые пункты 5.1 и 5.2. Предусмотрено, что если из-за недостатка участников собрание провести не удалось, то можно попытаться организовать его повторно, но уже на других условиях. Они почти совпадают с теми, которые указаны в действующей пока редакции пункта 5 статьи 14.1 Федерального закона № 101-ФЗ. Лишь минимальный предел, при котором проведение повторного собрания допускается, повышен до 30 процентов. Сохранен второй вариант определения правомочности собрания — если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей участников в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентов таких долей.
Обращаем внимание на то, что данное разъяснение не является обязательным для применения, так как Управление Россельхознадзора по Республике Башкортостан не уполномочено осуществлять официальное толкование законодательства.
4. Вопрос:
Необходимо упростить процедуру оформления у отказников паевых земель(пашни) в собственность сельского поселения с последующим предоставлением в аренду сельхозтоваропроизводителям.
Ответ:
Отношения по совершению сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения регулируются специальным законодательным актом — Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ).
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 101-ФЗ без выделения земельного участка в счет земельной доли участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по своему усмотрению вправе отказаться от права собственности на земельную долю.
Детализация отказа от права собственности на земельную долю прописана в пункте 1.1 статьи 12 Федерального закона № 101-ФЗ. Так, отказ осуществляется путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. Одновременно возникает право собственности на данную земельную долю у городского округа, городского или сельского поселения по месту расположения земельного участка, от права собственности на земельную долю которого осуществлен отказ, либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории у муниципального района.
На наш взгляд процедура отказа от права собственности на земельную долю достаточно проста и не требует дополнительного упрощения.
Обращаем внимание на то, что данное разъяснение не является обязательным для применения, так как Управление Россельхознадзора по Республике Башкортостан не уполномочено осуществлять официальное толкование законодательства.